Описание
Экспозиция представлена в Выставочном зале на Красноармейском проспекте.
Она включает более 40 картин: это пейзажи и натюрморты, созданные в 1960-х-1980-х годах. В качестве музыкального сопровождения выставки звучат песни супруга Лидии Владимировны – выдающегося артиста первой половины 20-го века Александра Вертинского.
Выставка «Лидия Вертинская. Графика» – это передвижная экспозиция, организованная Благотворительным фондом актёров при содействии Национального фонда поддержки правообладателей совместно с дочерью художницы Лидии Вертинской и эстрадного артиста Александра Вертинского – народной артисткой РСФСР Анастасией Вертинской.
Проект подготовлен к 100-летию со дня рождения Лидии Владимировны. Его цель – показать мастерство и самобытность этой удивительной художницы.
Лидия Владимировна Вертинская (урожденная Циргвава) стала художницей благодаря своему мужу. С Александром Николаевичем Вертинским они познакомились в Шанхае в 1940 году: Лидии тогда было 17 лет, а выдающемуся артисту первой половины 20-го века – 51 год. В апреле 1942-го они обвенчались, а в 1943-м вернулись из эмиграции в СССР, где ещё продолжалась война с фашистской Германией.
«Александр Николаевич посоветовал мне поступить в художественный вуз, чтобы, закончив его и получив диплом, я могла бы зарабатывать и содержать семью, когда его не станет. Муж сказал мне следующие слова: «У тебя есть способность, ты упорный и цельный человек, и я верю в тебя. Учись и получай профессию»», – вспоминала Лидия Вертинская.
Именно эта вера привела её в мастерскую профессора Михаила Ивановича Курилко в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. В 1955 году Лидия Владимировна окончила факультет театрально-декорационного мастерства, после чего стала работать в графическом комбинате вместе с другими профессиональными художниками. А через два года её любимый муж ушёл из жизни после своего концерта в Ленинграде, оказавшимся прощальным для кумира эстрады.
Продажа картин и эстампов долгое время выручала семью после ухода из жизни Александра Николаевича: «В те годы эстамп был в моде и хорошо раскупался в художественных салонах. Так понемногу я стала зарабатывать на жизнь. Доченьки подрастали, моя мама была с нами, помогала и всей душой, сердцем, за что я ей очень многим обязана и всегда её помню».
Главной темой творчества Лидии Владимировны была природа, а любимой техникой – линогравюра. Пейзажи и натюрморты художницы демонстрировались на многочисленных выставках.
«Техника резьбы по линолеуму, которая называется линогравюрой, весьма сложная, кропотливая, требующая не женских усилий. Я хорошо помню мамины руки, уже ставшие жесткими и грубоватыми, запах печатной краски в доме, маленький парусиновый складной стульчик и мольберт, стоявшие в коридоре, готовые уехать в Тарусу. Она много путешествовала по России, восхищалась осенними пейзажами природы, заброшенными церквями, русскими деревушками, утопавшими в сугробах, писала натюрморты, по которым затем создавала свои гравюры. Каждая её работа, это печать из нескольких досок, вырезанных тонкими штихелями. В комнате, где она работала, стоял огромный тяжёлый станок с круглым металлическим рычагом, которым мама, как какой-нибудь фрезеровщик на заводе, прижимала тяжелённую плиту пресса. Удивительно, что из-под этой металлической махины выходили нежные пейзажи и яркие натюрморты. Её труд принес ей успех, и гравюры, сделанные её рукой, раскупали в художественных салонах, а выставки в Домах творчества и выставочных залах всегда получали одобрение публики. Она прожила замечательную, долгую жизнь, была счастливой любимой женой Александра Вертинского, красавицей, киноактрисой, успешной, талантливой художницей. Ну и что ж, что она не была мамой, пекущей ароматные пирожки, это за неё замечательно делала наша бабушка, главное то, что она была музой великого артиста и замечательной тонкой художницей», – писала младшая дочь Александра и Лидии Вертинских – Анастасия.
В прошлом году выставка уже побывала в нескольких городах. В июне экспозицию можно было увидеть в Шуе в литературно-краеведческом музее Константина Бальмонта, в июле и августе – в Иванове в Областном художественном музее, в сентябре и начале октября – во Владикавказе в Национальной научной библиотеке Республики Северная Осетия, в декабре и январе этого года в Государственном Музейном объединении Архангельска.
Отзывы:
Директор Ивановского областного художественного музея Людмила Воловенская: «Мало кто знает, что Лидия Вертинская была профессиональной художницей и даже содержала всю семью благодаря продаже своих эстампов, поскольку они были очень популярны в 1960-е годы. Я раньше видела лишь несколько её работ в периодике, а оказалось, что это такой большой объём творчества».
Художник, график, почётный работник культуры Ивановской области Владимир Колобов: «Рассматривая картины, легко заметить, что в своих ранних работах художница использует в основном серый и синий цвета, но затем цветовая гамма становится более яркой и насыщенной, а если не подойти ближе, можно сразу и не понять, оттиск это или рукотворное изображение, что говорит о большом мастерстве художницы».
Заслуженный работник культуры Республики Северная Осетия Лариса Гетоева: «Тонкое, изящное, интеллигентное, глубокое искусство, передающее атмосферу, создающее настроение, вызывающее разнообразие эмоций – грусть, сожаление, восторг, радость – огромная благодарность Лидии Вертинской – художнику и Анастасии, дочери – хранителю мира, запечатлённого в работе её мамы».
Заведующая отделом музея «Дача Шаляпина» Юлия Георгиевна Андреева: «Гений оперной сцены Шаляпин и король эстрады Вертинский познакомились в 1912 году, когда Фёдор Шаляпин пришёл послушать набиравшего популярность шансонье в ресторан «Эрмитаж». Узнав о приходе столь именитого гостя, Вертинский так растерялся, «отчаянно перетрусил», что не нашёл ничего лучшего как спрятаться в служебной комнате. Но дверь распахнулась, раздался мощный баритональный бас Шаляпина: «А! Вот вы куда от меня спрятались! Нет, дорогой, дудки! Пожалуйте петь! Я из-за вас сюда приехал!». Через много лет, в 1935 году, Вертинский и Шаляпин встречались в китайском Шанхае. Именно в Китае Александр Вертинский встретил юную красавицу Лидию Циргваву, которой суждено было стать его супругой. А у нас, в Кисловодске, Александр Вертинский в своё время написал свой знаменитый романс «Бал Господень» о несбывшейся мечте сестры милосердия».
Заместитель директора музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова: «Есть эстампы по дереву – ксилография, есть офорты по металлу, а есть такая техника как линогравюра. Линолеум в основе, вырезается рисунок и печатается через станок в несколько досок, и образуются очень красочные цветовые композиции. Мастерство, виртуозность в том, чтобы все эти штрихи штикелем вырезать, цветом всё это поддержать. Добиться такого многокрасочного звучания –это надо обладать очень большим мастерством».
Заслуженный художник России Евгений Зимирев: «Поэтическое виденье – тонкое, проникновенное, поэтический взгляд, взгляд человека, который находится в гармонии с миром. Хожу, смотрю и просто, простите за выражение, за такое слово, – балдею!».
Входная плата за одного человека (включая право любительской фото- и видеосъёмки):
полный билет – 200 руб.
льготный билет – 150 руб.
Экскурсионное обслуживание:
группа 1-5 человек, все категории – 1000 руб./группа;
группа 6-20 человек, полный билет – 250 руб./чел., льготный билет – 200 руб./чел.
Дети до 7 лет – 150 руб./чел.