Тульский электротранспорт: метро, дуобусы и электробусы в Туле, троллейбусы и трамваи..
Даты 4 и 7 ноября для Тулы не только праздничные и символичные, как День народного единства и годовщина Октябрьской революции. В эти дни, с разницей в три десятка лет, город обзавёлся электротранспортом
Сначала трамваем – в 1927-м, а в 1962-м – троллейбусом. И если пуск трамвая именно 7 ноября официально был приурочен к 10-й годовщине Октябрьской революции, то вот закладывался ли в 1962-м году дополнительный смысл в открытие троллейбусного движения в Туле именно 4 ноября, остаётся загадкой.
В связи с этими годовщинами тульского электротранспорта предлагаем вспомнить историю, поговорить о реалиях и пройтись по нереализованным проектам, ведь транспортная сеть включает в себя множество невидимых пассажирам, но интересных сторон, и является весьма сложной и замысловатой структурой.
У истоков тульского электротранспорта
Сегодня только два города Тульской области могут похвастаться наличием общественного электротранспорта. Это Тула и Новомосковск. Ещё одним населённым пунктом области, где был электротранспорт, можно считать бывший посёлок, а ныне микрорайон Привокзального округа региональной столицы – Косую Гору. Там трамвай, пусть и совместный с тульской системой, появился ранее, чем сам этот населённый пункт вошёл в черту города. Более того, на тот момент посёлок вообще был административным центром Косогорского района Тульской области.
В Новомосковске, пусть и со значительными потерями, действует редкий для России вид общественного транспорта – городская электричка.
Трамвай + троллейбус = 159 лет на двоих
Официально история тульского электротранспорта началась 7 ноября 1927 года. В этот день было открыто трамвайное движение по первой линии – протяжённостью 8,9 км – от Курского (сейчас – Московский) вокзала до Толстовской заставы.
В течение следующих лет трамвай пришёл во многие другие районы города – Заречье, Чулково, Кировский, Красный Перекоп (Рогожинский), «Новая Тула» (в районе Комбайнового завода, не путать с современной «Новой Тулой»), Криволучье. И – даже выкатился за городскую черту: в Ивановские Дачи и на Косую Гору. Тогда эти места, как уже было сказано выше, не только не входили в состав Тулы, но и вообще являлись частью другого района области.
Стоит отметить и такой интересный факт. Предшественником электрического трамвая в Туле был трамвай конный. Или в просторечье – конка, а официально – конная железная дорога. Её движение было открыто в Туле в 1888 году, а первая линия связывала между собой те же Курский вокзал и Киевскую заставу (ставшую впоследствии Толстовской), что и первая линия трамвая уже электрического.
А через 35 лет туляки смогли прокатиться и на троллейбусе – 4 ноября 1962 года, в два часа дня в депо в Заречье состоялся торжественный митинг и первые машины вышли на линии.
Движение изначально было организованно по двум маршрутам: от ст. «Куруловка» (сейчас – ст. «Северная») до пл. Челюскинцев (сейчас – Крестовоздвиженская пл.) и от ул. Курковой (троллейбусное депо) до всё той же пл. Челюскинцев.
В первый день своей работы троллейбусы возили горожан бесплатно.
В последующие годы троллейбусная сеть Тулы получила дальнейшее развитие, а парк «рогатых» значительно увеличился. Троллейбус вышел на главную магистраль города – проспект Ленина. Контактная сеть дотянулась до Серебровки и Зеленстроя, были проложены линии по улицам Дм. Ульянова и 9 Мая.
В 1999 году троллейбус доехал до Горелок, а в 2007-м – в Криволучье. Правда, последнее направление действовало недолго. Через несколько лет после запуска движение по нему было закрыто из-за юридических моментов. А сама контактная сеть в Криволучье хотя и дошла до наших дней, но не эксплуатируется. Это связано с тем, что она была построена коммерческой структурой и сегодня находится в частной собственности и не имеет отношения к муниципальному транспорту.
Метро в Туле – решение проблемы?
Сегодня только ленивый не разразился гневным постом в интернете или не высказался устно относительно проблем общественного транспорта. Работы по их нивелированию и полной ликвидации ведутся. Но и транспортные неурядицы начались в нашем городе далеко не сегодня и не вчера. И меры по их решению предлагались самые разнообразные, неожиданные и весьма интересные. Жаль, что многое из этого так и осталось на бумаге.
Транспортную проблему в Туле мог решить метротрам, строительство которого было запланировано почти полвека назад. В 1971 году проект строительства в оружейной столице метротрама (гибрид метрополитена и трамвая) был официально закреплён в генеральном плане развития города Советом министров РСФСР. Тогда планировалось создать сеть наземно-подземного скоростного трамвая (метротрама) из двух основных линий, каждая из которых имела бы разветвления.
Первая линия должна была начинаться в районе Мясново и Михалково. Соединившись из двух веток в одну, она должна была пройти через Лихвинский (в другом варианте Павшинский) мосты, выйти к центру и северо-восточной части города и, разделившись надвое, финишировать в Щегловской засеке, Криволучье и около «Тулачермета» и «Тульского комбайнового завода». Линия проектировалась большей частью наземной.
Вторая линия планировалась технически более сложной, и значительная её часть должна была пролегать под землёй и пройти через важнейшие пассажирские узлы. В Заречье она должна была слиться из двух веток, идущих из Горелок и Медвенки, после чего трасса ныряла бы в тоннель, скрытый под улицей Октябрьской. Его глубина предполагалась почти в 20 м, что вполне сопоставимо со стандартами метрополитена.
Станция пересадки на первую линию была запланирована на пересечении улиц Мосина и Советской с выходом в подземный переход, который даже был построен и функционирует и сегодня, став своеобразным памятником несбывшимся планам.
Далее вторая линия должна была пройти в районе ул. Фр. Энгельса, Белоусовского парка и завода РТИ. Затем, выйдя на землю на Зеленстрое, она должна была разветвиться на ветки в Скуратово и на Косую Гору.
Однако средства, запланированные в союзном и республиканском бюджетах на строительство тульского метротрама, исчезли с началом перестройки. Затем, из-за демографического кризиса Тула так и не достигла прогнозируемых почти миллиона человек населения к 2000-му году.
К идее преобразования тульской трамвайной сети в скоростную возвращались и в нулевых годах. Но – планы так и остались нереализованными.
Но, идея сама по себе жива, и периодически появляются самые разные предложения на эту тему. Так, согласно одному из современных проектов, в систему скоростного трамвая предлагается преобразовать линии, отделённые от основной дороги.
На электричке по городу
В советское время были виды на строительство трамвайных и троллейбусных линий в Щёкино и Новомосковске. В последнем, называвшимся тогда Сталиногорском, идея сошла на нет после 1961 года, когда город перешёл из состава Московской области в Тульскую. Но тогда же, после визита в этот город Никиты Хрущёва, здесь, как вид общественного транспорта, была запущена электричка.
Рабочие на встрече пожаловались главе государства, что обещанных трамваев и троллейбусов нет, а город растёт, расширяется, автобусы всех уже не вывозят. При этом новомосковские старожилы уверяют, что идею пустить в городе электропоезда как вид общественного транспорта в шутку предложил один из рабочих. Как бы там ни было, городские электрички в Новомосковске появились.
Правда, к 2000-м годам количество маршрутов было сокращено, а линия по улице Московской вообще ликвидирована.
Но всё-таки она в движении
Городская электричка, она же «Новомосковское кольцо» сейчас функционирует с переменным успехом. Хотя, стоит отметить, что часть демонтированных линий к началу 10-х годов ХХI века были восстановлены.
Линия городского электропоезда «Маклец — Новомосковск-1 — Бобрик-Донской» сейчас имеет протяжённость 25 километров. На ней расположено 12 станций и остановочных пунктов. Из них 10 в Новомосковске и два в городском округе Донской. Время проезда по основной линии составляет около 55 минут.
«Новомосковское кольцо» сегодня перевозит, прежде всего, рабочих из южного жилого района в северный промышленный, а также дачников к садовым участкам. Кроме электропоездов, выполняющих основной объём внутригородских пассажирских перевозок, движение осуществляется дизель-поездами, которые обеспечивают пригородное сообщение с другими городами Тульской и соседних областей.
Так и не поехали...
В 60-70-е годы к идее запуска в Новомосковске троллейбуса всё-таки возвращались. «Рогатые» должны были связать только проектирующиеся тогда Залесные микрорайоны, новый центральный район, который так и не был построен, а разворот планировался на месте частного сектора вокруг ул. Трудовые Резервы в сторону плотины, где сейчас находится микрорайон «Луговая», а так же Северные и Урванские микрорайоны.
Первоначально было запланировано два маршрута: «Залесный - 5-й Урванский микрорайон» и «Залесный - Колхозный (сейчас Урванский) рынок». Более того, работы по возведению троллейбусной инфраструктуры даже начались. Были построены разворотные кольца по ул. Трудовые Резервы, установлены столбы по обе стороны и задел под расширение проезжей части до четырёх полос. А улица Орджоникидзе была «сделана под троллейбус» четырёхполосной. Но дальше этого дело так и не пошло.
Реанимировать проект новомосковского троллейбуса пытались в 2000-е годы. Тогда планировали строительство линии от остановки «Тупик» на бывшей железнодорожной станции «Московская» до микрорайона Залесный. Но в 2009 году местные власти пришли к выводу, что «троллейбус для Новомосковска слишком дорогостоящий проект, в котором город не нуждается».
Планировалось строительство троллейбуса и в Щёкино, в 60-х годах. Город тогда очень активно развивался, заселялся и строился. Но этим планам не было суждено сбыться. В итоге, по улицам, где намечалось троллейбусное движение, были пущены автобусы.
В 90-х и нулевых годах планировалось строительство междугородней трамвайной линии, которая должна была соединить Тулу и Щёкино. Но и эта идея так и осталась нереализованной. Стальные пути от региональной столицы до «города химиков» так и не протянулись.
Транспортные «экзоты»
В истории тульского электротранспорта есть немало моментов, когда в нашем городе работали весьма необычные и интересные транспортные единицы.
С 1984 года и до начала 90-х лет на линию выходил троллейбус «Детский». Раскрашенные машины с бортовыми номерами «43» и «90» перевозили бесплатно детей в сопровождении взрослых, а также пенсионеров. Посадка пассажиров осуществлялась исключительно через переднюю дверь.
Троллейбус следовал по 1-му маршруту, где было особенно много Домов пионеров, школ, детских садов, а также находились ТЮЗ и Театр кукол.
А с 14 декабря 2013 года на тульских линиях работал ещё один интересный троллейбус – «Субботняя улитка». В обычном троллейбусе, следующем по маршруту №8 (Московский вокзал — станция «Южная»), по субботам перед пассажирами с собственными произведениями выступали музыканты и поэты. В декабре 2015 года проект был приостановлен, но уже через месяц возобновился на маршруте №1.
Начиная с 2001 года, почти десять лет, по Туле ездили французские дуобусы – гибрид троллейбуса и автобуса. Особенностями этих машин является наличие двух двигателей: электрического и дизельного, причём оба они являются равнозначными, в отличие от некоторых троллейбусов, оснащенных вспомогательными маломощными дизельными или бензиновыми агрегатами.
Дуобосы следовали по маршруту №44: от пос. Рождественский в Пролетарский район. Позже маршрут стал автобусным, сохранив тот же номер, но его схема была укорочена. С 1 января 2017 года он стал следовать от пос. Рождественский до Площадки.
А в 2014 году Тула стала пионером среди российских городов в области электротранспорта – на улицы вышли первые троллейбусы с автономным запасом хода (АЗХ). Они накапливали заряд при движении по проводам, а затем могли следовать ещё около 15 километров без контактной сети. Эта особенность позволила доставлять пассажиров в те районы, где отсутствуют контактные сети. Так троллейбус пришёл на Косую Гору, в Глушанки и Скуратово.
Эксплуатации машин с АЗХ была перекрашена в 2020 году в связи с пандемией коронавируса.
А в 2018-м году в Туле несколько дней поработал такой редкий для нашего города вид транспорта, как электробус.
Машины марки Volgabus 25 июня 2018-го вышли на маршруты, где ходили троллейбусы с автономным запасом хода. Электробусы работали на 12-м маршруте (Московский вокз. – Косая Гора) и на 11-м (Московский вокз. - Скуратово).
Правда, проработали они недолго. Уже через 10 дней электробусы отправили в другой город.
Вперёд, в будущее!
Резюмируя, хочется пожелать в очередную годовщину появления в Туле электротранспорта, чтобы транспортная ситуация продолжала меняться только в лучшую сторону. И взглянуть на нереализованные идеи современным взглядом, ведь вполне можно взять на вооружение мысли из нереализованных планов.
Отзывы